Балканы. Часть 2. Будва + Проклетье

В Будву приехали уже после 11 вечера. Планировали заночевать на отмеченном на карте в центре города кемпинге, но там никого не нашли — и пошли спать на пляж. Ночное Адриатическое море оказалось довольно тёплым. Людей совсем не было.

balkany24
Утром пошли искать хостел — нужно было постирать и помыться — сняли двухкомнатную квартиру-номер со всем нужным и видом на горы за 21 евро. Пошли гулять по городу — была приятная погода, отдыхающих уже не было. Будва чем-то похожа на типичный небольшой городок ЮБК — узкая полоска пляжа, дальше горы, много жилья для отдыхающих, много русских. Зашли на овощной рынок — купили свежих фиников, оливок (лучшие оливки, которые я когда либо ел — теперь без них моя жизнь совсем не та) и ежевичное вино. Гуляли по набережной, ходили в старый город — всё довольно симпатично. Вечером опять купались в одиночестве и пошли спать на квартиру — завтра перезд в Проклетье!

balkany25

balkany26

balkany27
Добирались до Проклетья через Подгорицу — потратили много времени и в итоге были в Гусинье, последний населённый пункт, до которого доходит автобус, в 17-30. По дороге также проезжали через Плавское озеро — жаль нет времени побродить возле него. Пока мои друзья зашли в кафе — я пошёл искать карту Проклетья. Туринфо было уже закрыто, в ларьке с прессой также ничего не оказалось и я просто зашёл спросить в магазин — тут всё началось — в магазин начали сходиться люди, желающие что то рассказать о Злой Колате, парень, который готов был быть нашим проводником или подвезти нас к подъёму на мотоцикле, девушка, твердившая «не ходите туда — там погибло много людей» — в итоге карту мы купили в парикмахерской у парня с бриолиновой причёской. Интересно видеть несколько парикмахерских, пиццерий, кучу кафе, слышать множество людей, свободно разговаривающих на английском, в поселке с населением 1700 человек. В украинских Карпатах я такое слабо представляю.

balkany28
Ну в общем мы начинаем идти — нам предстоит пройти еще одно село — Вусинье и только после этого начинать подъём, а уже сумерки. И тут останавливается машина и парень просто берёт и подвозит нас на самое начало нашего маршрута. Разбиваем лагерь, готовим еду, ложимся спать — завтра постараемся подняться на Злу Колату (2536 м).

balkany29

balkany30
Просыпаемся, радуемся хорошей погоде. Начинаем подъём, на одной из развилок скидываем рюкзаки — идём на легке. Через 3 часа мы уже на седловне между Колатами. Ещё 10 минут и мы на вершине — самой высокой точке Черногории — Злой Колате. Виды конечно замечательные, делаем фото, к сожалению не обнаруживаем чемоданчик, от сюда открывается отличный вид на албанскую сторону — очень живописную долину с рекой. Решаем забежать и на Добру Колату (2526 м) — она совсем не далеко. И не жалеем — из-за вида на албанское Проклетье. Смотришь и понимаешь, что придётся вернуться в те места ещё раз) Дальше нам нужно было в Албанию и вот она — мы стоим на хребте-границе, до ближайшего албанского населённого пункта 5 км, но мы наводили справки у населенного парикмахера в Гусинье — транспорта никакого от сюда в Албанию нет, такси не поедет (ужасная дорога) и пограничники есть только с Черногорской стороны — переходить тут границу он не советовал, аргументируя это нашей безопасностью. Так что мы начинаем спуск в сторону Вусинье. К вечеру спускаемся, разбиваем лагерь.

balkany31

balkany32

balkany33
Утром спускаемся в село — сегодня у нас в планах вечером быть уже в Албании (через Подгорицу), в идеале в районе Национального парка Ллогара.
Снова оказываемся в Гусинье — утро, практически все кафе забиты немолодыми мужчинами с газетами. Мы ищем вайфай, подбегает владелец кафе, вводит на моём телефоне пароль от своей сети и удаляется с улыбкой. Подходит старичёк, чтото говорит на черногорском и начинает показывать фото на своём фотоаппарате — как мы поняли это член местного альпклуба — очень приятный человек, пытался нам помочь чем мог. Спросил от куда мы, когда узнал что из Украины — подкатал рукав и показал сине-жёлтую ленточку на руке) Съели по буреку со шпинатом, распрощались с Сахитом и поехали в Подгорицу.

balkany34
Если сравнивать Дурмитур и Проклетье, я бы не смог выделить «что мне понравилось больше» — до Проклетья наверное доезжает не так много туристов — поэтому здесь был такой интерес к нам и чисто чтоб понять жизнь черногорской глубинки подходит больше чем Жабляк, к тому же мне оно показалось более мистическим и загадочным) Но сам подъём на Боботов Кук мне понравился больше чем на Колаты. Очень жалею что мы так мало времени провели в Проклетье — нужно ехать туда хотя бы на недельку.

balkany35
И вот мы в Подгорице. На автобусе можно добраться только с пересадкой с Ульцине (это 120 км и 45 евро с троих). Едем на такси по короткой дороге на Шкодер (65 км, 40 евро). После некоторых распросов черногорских пограничников, без вопросов проезжаем их албанских коллег — и вот мы в Албании, стране, в которую я так давно мечтал попасть…