Карелия. Часть 1 (Питер, Рускеала, водопад Ахинкоски)

Прошло уже несколько лет после нашего трипа по Карелии. Но в полном объёме заметки по нему нигде и не публиковались. Пусть будут здесь — этот завораживающий край тысячи озёр и нетронутой природы заслуживает подробного описания)

К сожалению, из-за очевидных причин, туры в Карелию пока что маловероятны, но мы надеемся, что в обозримом будущем многое изменится в лучшую сторону…

День I. 17 июля

Балтимор — наш томатный спонсор

Первый день путешествия целиком и полностью был посвящён переезду из родного Житомира в Питер — 25 часов в поезде. Ехали вместе с маленьким ребёнком, поэтому временами плеер с наушниками очень выручали… Очень порадовал проводник, своей внешностью и усами похожий на Олейникова из «Городка» ( к культу Олейниковых в Питере мы ещё вернёмся), — давал советы по перевозке наркотиков через границу и ходил по вагону с пуливизатором — увлажнял воздух. На вокзалах в Орше и Могилёве вступали на землю белорусскую — всё как-то жутко аккуратно там и на литровых пивных бутылках ценник в 5650 рублей и свободой вообще не пахнет) и поезд «на пуць» приезжает. В Орше семья с ребёнком вышла, зато вместо них зашла дама, которой всё не нравилось, ну да и ладно — почитал книгу, лёг спать — завтра утром Питер.

День II. 18 июля

Ххх

На вокзале нас встретил Серый — наш проводник и крыша над головой в Питере. По дороге к нему домой и началось моё первое знакомство с Питером. Влюбился в этот город я сразу же после выхода из метро на площади Восстания. Широкие, размашистые улицы с домами, гармонично дополняющие друг друга, создают уникальную архитектурную картину города. Каждое здание в самом деле — произведение искусства, которое хочется рассматривать и рассматривать. После Житомира, не очень изысканного в архитектурном плане, где старых интересных зданий в центре города наберётся десятка 3-4, первое время приходилось гулять по Питеру с приоткрытым ртом ). Отдельная история — питерские дворики, с подворотнями, в которых по фильмам скрываются бандиты, а Дукалис их ловит, — в одном из которых эти два дня мы жили — подворотня, старый дом (примерно начала ХХ века) на три подъезда (подъезды здесь почему то называются лестницами) и четырёхкомнатная квартира, которая сдаётся на четыре арендатора. Всё в ней как-то интересно и необычно, а ещё из-за старости не было горячей воды (которая на второй день появилась) и смыва в туалете (который потом тоже починили), ну и ещё вытяжку в ванной заменяла труба, которая просто выведена во двор. А потом была прогулка по Питеру — я не буду описывать здесь основные туристические места типа Эрмитажа и Петропавловской крепости — о них и так все знают — скажу что на самом деле они величественны и красивы… Ну а наша прогулка началась с того, что мы узнали о том что в Питере пить можно что хочешь и где хочешь — поэтому в 8 утра мы гуляли по Невскому проспекту со «Степаном Разиным» ?

Ещё вот какие вещи в Питере мне показались интересными: поведение бомжей и попрошаек, которые используют очень оригинальные методы для достижения своей цели, — например уже при входе в магазин просят дать ему оставшуюся сдачу; большое количество людей похожих на Илью Олейникова из «Городка» — культ у них тут прям такой… ?

После прогулок и осмотра города, мы вернулись домой поесть, взяли привезённый с собой виски и пошли в симпатичный парк, находящийся неподалёку. В нём вытянули лавочку, которая уже практически лежала в пруду — на ней и обосновались. Через несколько часов сидения в парке, сопровождавшегося пробой местного пива и неместного виски, отвели нашего Серёгу и его девушку Катю домой, а сами пошли дальше знакомиться с Питером — походили по району в поисках вегетарианской еды (пришлось просить делать обычную шаурму без мяса) и окончили наш первый день в России в парке на лавочке под отделением милиции попивая пивко. Там я и увидел первый раз в жизни белые ночи — очень не привычно когда в 12 часов ещё светло вокруг, но так как в это время белые ночи уже идут на спад — около двух часов ночи наступает темнота…

День III. 19 июля

V-club, Этажи

Долго просыпались… Встретились в центре со знакомой — Марией, которая должна была показать где можно купить подробную карту Карелии и показать/рассказать о Питере всякое…

Карту нужную купить так и не удалось — или масштаб был мал или пришлось бы покупать здоровенный атлас из трёх частей… Потом Мария повела нас в V-club — место в которое я давно мечтал попасть — (сокращено от Vegan Club ) здесь проводятся показы фильмов, концерты, запись концертов с последующей трансляцией в сети (с разрешения групп), мастер классы по кулинарии, продажи товаров по вегану, выставки и пр. пр. пр (http://vkontakte.ru/club18797701) Дверь нам открыл заспанный парень и мы вошли во внутрь. Клуб представляет из себя бывшее складское помещение со сценой/аппаратом, кухней/баром, маленькими комнатками, креслами, диванчиками — всё очень круто и по домашнему — жаль не получилось попасть на концерт какой-то. Поиграли в настольный футбол, купили тофу и соевых сосисок в поход и пошли дальше. Поговорить с единственным на тот момент обитателем клуба не удалось — он всё ещё не мог проснуться.

Дальше прогулка по Питеру с Марииными комментариями, посидели на Манежной площади, распрощались с Марией и поехали домой. По дороге докупили необходимые на завтра продукты и снова пошли гулять с Серым и Катей. Пошли мы в «Этажи». Там я узнал что такое лофт — это любое пространство промышленного назначения (Этажи — бывший хлебзавод), которое изменило свою функцию. Сами Этажи представляют из себя пятиэтажное здание с выставочными галереями на каждом этаже, хостел и очень крутое кафе с вегетарианским меню, в котором летняя терраса находится прямо на крыше бывшего промышленного здания — столами служат огромные пустых бухты от силовых кабелей, а чтобы на неё попасть, нужно вылизать в окно. В общем очень приятный синтез советского промышленного дизайна и новых крутых и позитивных идей. Сайт этажей — http://www.loftprojectetagi.ru/

После посидели в скверике на Лиговском проспекте и пошли смотреть на символ Питера — развод мостов. Пошли к Дворцовому мосту так как разводятся обе его стороны. На набережной и самой Неве было очень много туристов. Смотрится действительно красиво — мы посмотрели и пошли домой. По дороге остановили машину, которая и подбросила нас до площади Восстания. Вот так пока окончились питерские прогулки — завтра будет начало автостопа и надеюсь Привет, Карелия!

День IV. 20 июля

Хай, Карелия!

Планировали выйти на трассу пораньше, но чуть проспали и долго собирались, поэтому попрощались с Серым и Катей только в 10-30. Доехали до станции метро «Проспект Просвещения», вышли и увидели не привычный нам Питер, а киевскую Оболонь с не представляющими никакого интереса новостроями и большими супермаркетами.

По Выборгскому шоссе доехали до поворота на Приозёрск, прошли небольшой пригородный городок Юкки и начали стопить. Времени уже было 12 часов дня, а до нашей первой точки было больше трёхсот километров, поэтому я подумывал о ночлеге в окресностях Лахденпохьи или Сортовалы. Через 15 минут остановилась наша первая машина — «девятка» и водитель Алексей согласился нас подбросить до Агалатово — это около 15 километров. Сразу начал расспрашивать про автостоп и на каких сайтах автостопщиков мы «тусуемся». Сам он из Калуги, имеет свой сетевой бизнес — продаёт сок, который помогает от всех болезней. В Агалатово мы не простояли и трёх минут, как нас подобрал узбек и провёз 40 километров до большого спортивно-развлекательного центра «Игора», который как нам сказали потом принадлежит Путину. По дороге наш водитель позвонил Маше, которая отдыхает в Карелии, спросил как погода и передал привет её маме и папе. Погода оказалась ОК и мы вышли возле «Игоры». Простояли минут пятнадцать и к нам приехал успех. Остановился бусик и по лицу водителя я сразу понял что ехать ему не близко и хочется поговорить.

— Вам куда?

— До Приозёрска, а вообще мы в Карелию едем.

— И я в Карелию… — сказал Вадим и улыбнулся ?.

Мы запаковали рюкзаки в набитый кузов и поехали. Вадик работает водителем и ехал из Питера в Сортовалу, переехал сюда шесть лет назад из Краснодарского края, а отец его родился в Винницкой области. Очень повезло нам с водителем — он много чего рассказал о Карелии и об окресностях нужной нам Рускеалы и ещё пообещал, что если мы ничего не словим в Сортовале, подобрать нас и завезти в Рускеалу после того как он справится со своими делами в Сортовале. Остановились перекусить на заправке и вот она — табличка «Карельская республика» — да, мы уже в Карелии!!!

Перед самой границей Карелии асфальтное покрытие оканчивается и начинается 35-километровый отрезок настоящей раллийной трассы с крутыми поворотами и постоянными спусками и подъёмами. Ну и вокруг нас тоже начинается Карелия — кругом леса изредка сменяются небольшими полевыми просветами и красивыми озёрами. А названия населённых пунктов создаёт впечатление, будто едешь по Финляндии, лето только сорок назад — все дома деревянные и многие сделаны в финском стиле. Так мы проехали Хайтолу, Куркиёки, Лахденпохью и Хаалалампи. В окресностях Лахденпохьи и самой Сортовалы дорога проходит по побережью бесчисленных заливов Ладожского озера — самого большого в Европе.

НУ вот мы и в Сортовале — 30 тысячный городок, расположенный на берегах заливов Ладожского озера — много деревянных домов. Ещё увидел непонятное сооружение в заливе — Вадим сказал, что это бывшие водные гаражи. Вышли мы на выезде из Сортовалы, перекуили соевыми сосисками — сосиски оказались отличными — и через минут двадцать словили следующую машину. Не смотря на фишку таксиста на заднем сиденье, водитель за деньги ничего не сказал и провёз нас семь километров до развилки на Рускеалу, а сам развернулся и поехал назад.

Не успели мы протянуть большой палец, как тут же остановился ЗИЛ — и вот мы уже в кузове лежим на карематах, а ЗИЛ везёт нас в Рускеалу! Приехав, помогли выгрузить из кузова бойлер, попрощались с нашими попутчиками, купили сок и пошли на затопленные мраморные карьеры, которые находятся недалеко за деревней. Слегка насторожило большое количество машин идущих на карьер. И опасения были не беспочвенны… ? Карьер оказался горным парком с различными аттракционами, прокатом лодок, дайвингом, кафе — бежали от цивилизации и не туда прибежали. Вид с берега открывается конечно красивый — высокие отвесные скалы с хвойным лесом вокруг всего карьера и сам карьер с очень чистой водой. Но так как людей было много и обозримого места для палатки видно не было, решили двигаться к водопаду Ахинкоски, который находится возле трассы при въезде в Рускеалу — этих пять километров мы прошли пешком. Но и здесь возле трассы были беседки и какое-то небольшое кафе. Но поднявшись чуть вверх по течению, разложились на очень живописном месте возле самого порога. На этом водопаде снимали эпизоды из фильма «А зори здесь тихие». Походили по окрестностям в поисках дров — за нами небольшой горный массив — много отдельно торчащих больших камней и дыр в массиве. Походили по водопаду, осмотрелись на другом берегу. Потом сврили кашу, поджарили сосиски на костре, пили чай и на самом деле наслаждались тем, что нас окружает. После пошли спать.

Карелия сегодня была не такой, к которой я готовился — жаркой — в шортах и в футболке днём даже жарко, — и практически без комаров, которыми так пугали…