Карелия. Часть 2 (Янисъярви, Гимолы, Воттоваара)

День V. 21 июля

К Янисъярви

Спали долго, сварили суп, чуть пофоткались и пошли на трассу — сегодня мы должны были добраться до озера Янисъярви и одноимённой ж/д станции, с которой будем ехать на Воттоваару — это где-то 55 км до станции и несколько километров до самого озера. Стопим около часа, после чего семейная пара на джипе довезла нас 20 км до поворота на Суоярви. Там нас сразу подобрал парень на хлебовозе, судя по его улыбке, ему это очень нравилось. Тяжело было влезть в эту двухместную кабину втроём с двумя огромными рюкзаками. На протяжении большей части дороги ехали по берегам заливов Кирьяволахти и Ораванселькя. Проезжаем небольшую деревушку Рауталахти и выходим на отворотке на Янисъярви. Сегодняшний первый водитель предупредил нас, что от этого поворота асфальтной дороги нет, машин мало и последний магазин будет в Харлу — это по пути на Янисъярви. Быстро ловим машину, которая ехала в Харлу, проезжаем 7 километров, выходим возле магазина., докупаем всё нужное и идём дальше в надежде что-то остановить. После 40 минут неудачного стопа — машин мало, а те что проезжают или забиты или не берут — идём дальше пешком. Справа от нас открывается вид на красивый водоём — реку Янисйоки, которая вытекает из Янисъярви и вдоль которой мы и двигались до самого озера. И вот наконец остановилась машина, чему мы были очень рады, потому что уже нормально так подустали. Кидаем рюкзаки в багажник — от их объёма закрыться он не смог и проезжаем ещё несколько километров до Хямекоски. Там водитель показал нам дорогу и пожелал удачи. Дальше мы шли по маленькой лесной дорожке вдоль Янисъёки и опять наблюдали карельскую природу во всей красе. Передохнули на дамбе, Володя с неё покакал и пошли дальше. Вскоре оказали в подобии наших дачных посёлочков, только здесь домики казались какими-то сказачными и заброшенными — небольшие и все деревянные и ни одного забора между ними мы не увидели.

И вот лесная тропинка выводит нас на пляжик с которого открывается вид на Янисъярви во всю длину его — другой берег тяжело различим. Но зная что сегодня у нас ещё будет время насмотреться на озеро, идём через лес искать ж/д станцию. После недолгих блужданий находим ж/д линию, а потом и станцию. Потные и уставшие отдыхаем под вокзалом. Вокзал представляет из себя старенький деревянный домик в финском стиле, который в сочетании с окружающей природой и отдалённостью от цивилизации, отлично подошёл бы для съёмок какого-то фильма ужасов. На дверях вокзала мы увидели замок и выгоревшее расписание на листке формата А4. В соседнем домике мы нашли женщину, которая сказала, что поезд до Гимол будет сегодня ночью, а следующий послезавтра ночью — так как ехать этой ночью мы не собирались — мы решили остаться на Янисъярви на два дня. Ещё женщина сказала, что билеты на этой станции не продаются и нам нужно садиться в четвёртый вагон — специальный для пассажиров, которые садятся на таких станциях; ещё мы у неё спросили где набрать воды и как лучше дойти до озера — была удивлена что мы из Украины.

После прохождения лесной полосы, вышли на берег, немного по нему прошли и выбрали место для стоянки; расчистили, поставили палатку, разложили вещи и пошли смотреть на Янисъярви. Огромнейших размеров озеро с пологими берегами из крупных камней, на которых обитают чайки (возле берега большие камни торчат из воды), видимые берега покрыты смешанным лесом. Вначале перехватывает дух от этого всего — то, что видел в фильмах и на картинках здесь, перед тобой и ты можешь это пощупать и почувствовать. В этот момент я был просто счастлив, что удалось сюда выбраться. Потом был ужин из кашки, чай, короткие звонки на Украину, небольшая фотосессия, чуть пива и кагора, купленного в Харлу и сон на берегу Янисъярви…

День VI. 23 июля

Один день в Карелии

Проснулись поздно, сделали чай. Это так непривычно и приятно просыпаться в таких местах… Можно просто очень долго находиться на берегу и молча смотреть, смотреть и смотреть… Сварили кашу, поджарили тофу и я пошёл на станцию за водой и в магазин — очень нужны были батарейки в фотоаппарат — запас остался небольшой. Батареек в магазине не оказалось — купил пиво и леденцы, набрал воды и пошёл назад. По дороге встретил рыбака — он рассказал мне о клёве и о том, что много рыбы здесь.

Днём занимались всякими вещами — стирали вещи, Володя читал, я писал в дневник, просто лежали на берегу, ходили в лес за ягодами (я думал их будет больше) и просто гуляли по окрестностям. Комаров здесь уже больше, чем в Рускеала, но и ними при помощи костра и аэрозолей можно бороться.

Уже немного привык к тому что сидишь на берегу, видишь светлый горизонт, а на часах уже за полночь.

Под вечер поднялся ветер, на другом берегу шёл дождь и сверкали молнии — мы готовились к дождю, но его так и не было. А жаль — уже хотелось прочувстовать Карелию дождливой и втерянной. Поужинали гороховым супом, поджарили тофу к пиву и пошли пить его на берег, захватитв фотики, — и о чём-то вести разговоры) Незаметно досидели до часа ночи — начинало только слегка темнеть… Потом пошли спать.

День VII. 23 июля

Пока, большое озеро.

На этот день не было запланировано особых планов. Опять неспешно проснулись, — поели, попили чаю с халвой. Почти весь день был занят записями в дневник; остальную часть дня просто лежали на берегу, читали книги, купались и просто наблюдали за окружающей нас природой…

На вечер сделали гречку с кукурузой, нажарили тофу на завтра в дорогу, отдохнули и начали собираться на поезд, который прибывает в Янисъярви в 1-40. Ровно в полночь попрощались с пока самым большим (Ладожское не в счёт) и самым приятным озером, которое мне довелось видеть, и пошли через лес на станцию. По дороге практически не пользовались фонарём — было ещё светло. Дошли до станции — она конечно была закрыта, сели на ступеньках, доели запасы кураги и час ждали поезд. Вот наконец он показался. Стоит он на этой станции всего одну минуту. Мы были единственными пассажирами на станции. Вот поезд Санкт-Петербург — Костамукша остановился, мы побежали к четвёртому вагону — только поднялись в вагон — поезд сразу тронулся. У проводника купили билеты до Гимол — билеты здесь продаются только в общий вагон и за два билета мы заплатили 590 рублей. До нашего последнего нулевого вагона пришлось пройти через четыре. В купейном и плацкартных вагонах все спали (в одном гавкала собака), а в общем кипела жизнь — потому что свет там не тушится; в первом ехало много людей с большими рюкзаками, с вёслами и т.д., один мужичёк спросил «Как отдохнулось?» и мы наконец дошли до своего вагона. Заняли свободные места и я попытался заснуть. Ехать до Гимол было чуть больше четырёх часов.

День VIII. 24 июля

Девушка на велосипеде, о которой я не упомянул.

Проснулся где-то за час до нашего выхода. За окном уже было светло, людей в вагоне почти не осталось (большинство наверное ехали до Суоярви), места казались очень глухими — судя по карте от Гимол до ближайшего посёлка 30 км. Я ещё ночью мы проезжали станцию Няятяоя ?.

Вышли из поезда, кроме нас вышло ещё 2 человека, их встретила машина и они уехали. Сегодня мы планируем добраться до Воттоваары и переночевать на ней. Сразу на нас напало бесчисленное количество мошек — пришлось одеваться и закрывать лицо москитной сеткой. Через 5-7 минут дошли до села — нам нужно было набрать воду, купить продукты и узнать дорогу.

Наверное именно так сейчас выглядит «российская глубинка» — полуразваленные деревянные дома, многие из которых нежилые, грунтовая дорога, во многих местах поросшая травой — впечатление небольшой заброшенности и затерянности. С семи часов утры мы ходили по деревне в поисках живых людей и магазина и только через 20 минут встретили старушку, которая рассказала как пройти к магазину (всего их в Гимолах два, но один в воскресенье был выходной). Нашли мы только тот, в котором сегодня был выходной — возле него нас встретили две большие общительные собаки.

Нашли колодец (вода с виду нам в нём не понравилась), позавтракали тофу, я пошёл расспросил где второй магазин — до его открытие было больше двух часов — мы решили поспать потому что этой ночью почти не спали. Легли возле заброшенного дома под берёзами и проспали три часа. Потом нашли магазин — им оказался крайний в деревне дом — так скупились, расспросили дорогу и пошли.

Из деревни вышли на широкую укатанную дорогу — помимо горы, эта часть дороги вела на каменный карьер и вроде как на лесозаготовки. Идти предстояло более 20 километров, поэтому очень надеялись, что кто-то подберёт. С перерывами прошли два часа — дорога начинала разветвляться и сужаться — и вот увидели первую машину — но они сворачивали менее, чем через километр на озеро на рыбалку. Ещё через минут 15 остановили «Ниву», которая ехала на Воттоваару, но свободного места в ней не было. Шли ещё час, начинали подуставать и слегка экономить воду — взяли мы с собой 7,5 литров, а на Воттовааре как нам сказали питьевой воды нет. Было два часа дня и солнце очень припекало. И вот, мы идём по узенькой лесной дорожке и сзади к нам подкрадывается Mitsubishi. Останавливаем — за рулём мужичёк лет сорока со щетиной и серьгой в ухе. Его жена с GPS на ноутбуке и машина полностью запакованная всякими походным штуками.

— Вам куда?

— На Воттоваару понятно)

— Мм, нам тоже, но у нас нту свободного места… хотя, если хотите — цепляйтесь за задний бампер и будете ехать стоя, а то идти придётся долго…

Ух, этот была победа по-моему! Закидываем рюкзаки на крышу, становимся сзади на бампер и поехали! Это было неописуемое счастье ехать сзади на джипе прямиком к подножью Воттоваары. По сторонам от нас чередовались леса, болота и озёра — идти в самом деле нам пришлось бы очень долго. Проезжаем хиленький деревянный мостик через маленькую речушку, через некоторое время Сергей останавливается ещё перед одним мостом. Этот был очень хилым и полуразваленным. Осматриваем мост, Сергей с нами советуется и таки решает ехать. Снимаем рюкзаки, все выходят из машины и наш транспорт успешно переправляется через мост. Переезжаем ещё один маленький мостик и подъезжаем к западному склону горы, останавливаемся возле тропинки вверх. Рассматриваем карту, GPS — решаем вчетвером подниматься по этой тропе. Сергей с женой в дороге уже девять дней, сами они из Смоленска. Мы забираем свои вещи, начинаем подниматься вверх.

Подъём довольно крутой, по сторонам сосны, под ногами кусты черники. Встречаем небольшую группу людей, которые спускаются с горы, спрашиваем дорогу. Вскоре начали попадаться большие камни. Вот и первый сейд — огромный камень стоит на нескольких маленьких. Ну и просто нереально много черники — она везде и её очень много — 350 мл-тровую чашку я собирал за 10-15 минут. Попрощались с Сергеем и его женой — они пошли вниз, предлагали подвезти если мы надумаем сегодня уезжать.

Поднялись ещё выше — здесь было много воттоваарских сосен и елей — небольшие полностью засохшие с сильно закрученными ветвями — иногда даже непонятно где свол а где ветви. Такие деревья в сказке о Бабе Яге были. Вот из-за того, что склон под нами был практически полностью покрыт такими деревьями, открылась очень крутая панорама на близлежащие места — леса, леса, вокруг только леса, которые чередуются с огромными и просто большими озёрами. Мы скинули вещи, я остался сидеть на камнях есть чернику и смотреть на эту красоту , а Володя пошёл искать место для палатки — на карте были обозначены несколько небольших озёр — мы хотели остановиться возле воды.

Небо быстро затянуло тучами — и скоро у нас начало лить. Я накрылся с рюкзаками под камнем; дождь был сильным, но через 10 минут окончился. Вот так первый карельский дождь застал нас на Воттовааре. После дождя вышли к амфитеатру — наверное центральному месту на горе — низменность по центру, а вокруг камни — подобие скал, укрытые высохшими деревьями. Снизу наверное и было одно из озёр, но оно было больше похоже на болото. По дороге нас застала ещё раз дождь — пришлось прятаться с рюкзаками между камней.

Выбрали место для стоянки, сварили еду, пошли гулять по горе. Везде камни, покрученные деревья ну и черника конечно — мрак и обречённость ?. Мы отошли на метров 50 и с трудом смогли найти нашу палатку — кругом всё одинаковое и палатка с лёгкостью скрылась за камнями. Когда уже зашло солнце, Володя достал фляжечку с виски, мы достали чернослив с орехами и пили его на большом камне…