Балканы. Часть 1. Белград + Дурмитор

Меня давно манили европейские «нецивилизованные» страны. И этой осенью мы решили поехать по маршруту Сербия — Черногория — Албания. Наверное дешевле и быстрее добираться через Венгрию/Словакию, но так как у нас не было виз, пришлось ехать по маршруту Житомир-Киев-Харьков-Стамбул-Белград с перелётом на Pegasus’e. Не очень удобно, но лучшего варианта мы не нашли (летом ещё есть чартеры в Черногорию).

В Белграде мы планировали погулять день и ехать на ночном автобусе в Жебляк — городок, наиболее близкий к национальному парку Дурмитор.

Белград встретил лагерями беженцев в районе вокзалов и большим скоплением полиции.

balkany01Потом мы зашли в кафе, где владелец туристического магазина оставил для нас резьбовые газовые баллоны (найти такие в Европе довольно проблематично) и пошли гулять по городу — Музей Николая Теслы, Белградская крепость, широкие улицы архитектура чем-то свойственная нашим городам-миллионникам (и не только), сувенирные футболки с путиным и другими русскими царями, потом пошёл дождь и нам пришлось ходить по барчикам и пить пиво) Ещё в Белграде очень популярны зонтики — все с ними ходят и в кафе при входе есть даже специальные вёдра для них, а у полицейских на форме предусмотрена специальная подстёжка, куда они цепляются. Одного дня конечно мало,  но мне показалось что я учуял белградский дух  — что то среднее между фильмами кустурицы и европейскими фильмами 70-80х годов европейских стран социалистического лагеря — я бы наверное вернулся сюда на месяца 2 чтобы лучше в этом разобраться.

balkany06

balkany04 Ночной переезд через границу — и мы в Черногории — в городке Жебляк — от сюда начинаются практически все маршруты по Дурмитору. Покупаем карту, докупаем еду, платим по 6 евро( за вход в нацпарк. Людей уже практически нет даже при входе в парк — не сезон, работник парка предупреждает, что сверху уже снег и может быть холодно. Проходим Чёрное озеро — и начинаем подъём — идёт мелкий дождь, практически ничего не видно)

balkany09В планах зайти в Ледяну печеру и по возможности подняться на Боботов Кук за сегодня.  Практически ничего не видно, заметно только что Динарские альпы — горы довольно старые — все в дырах и выбоинах, а возможно это горная порода такая. Доходим до поворота на пещеру, решаем скинуть рюкзаки и сходить к ней — не жалеем — пещера впечатлила — огромных размеров.

balkany12

balkany10Вернулись за рюкзаками и пошли в сторону Боботова Кука — был довольно крутой подъём (иногда довольно вертикальный — приходилось просто лезть по камням), начинало темнеть и холодать, морось с мокрым снегом не прекращалась. В итоге на 2350 м на седловине перед Боботовым Куком мы были в темноте, со шквальным ветром и мокрым снегом, ноги у меня покрылись ледяной коркой (я шёл в шортах), руки не хотели изменить длину треккинговых палок, из-за такой погоды намок и вырубился GPS, меток не было видно) Но после недолгих поисков мы нашли тропу и начали спуск вниз. По пути на опасных участках провешены тросовые перила. Мы спускаемся на 2000 м, не находим озеро, возле которого планировали ночевать и просто ставим палатку в камнях на ровном месте.

Утром погода немного прояснилась и мы решили подняться без рюкзаков на Боботов Кук (2523 метра) — 1,5 часа и мы на вершине. Перед самой вершиной на опасных участках провешены тросы. На вершине всё было затянуто и как на многих здешних вершинах мы нашли железный чемоданчик — в нём ручку и тетрадь — туда записываются все кто поднимаются — как по мне приятная вещь и мой глаз радует больше чем кресты с флагами.

balkany15

balkany14 После спуска решили идти на Шкрчко озеро, возле которого должен был быть дом — очень хотелось высушить все вещи. Спуск к озеру после перевала был с довольно крутыми кусками — приходилось спускаться по тросовым перилам. В итоге мы опять шли по темноте и нашли дом. В нём дежурил работник парка — Милан — он выделил нам комнату — с ковровым покрытием и кроватями с матрасами) Мы поели, просушились и на следующий день решили сделать днёвку с радиальным выходом на Пруташ (2393 м) и прогулками вокруг Большого и Малого Шкрчского озер. На Пруташе в сундучке оказалась также и печать горы — можно было себе пропечатать что хочешь.

balkany18 balkany17

balkany19

В последний день в Дурмиторе мы планировали подняться на гору Планиница (2330 м) и от туда спешить в Жебляк на автобус, который едет в Будву — хотели отдохнуть несколько дней на море.

Это был первый ясный день — поэтому подниматься было приятно — окружающие виды очень вдохновляли. Мы забежали на Планиницу, очень спешили и по времени успели на автобус, но его отменили — не сезон — пришлось ехать на последнем автобусе через Подгорицу.

balkany22

balkany20

balkany21

К сожалению, по времени мы не успели попасть на каньон реки Тара — второй в мире по высоте (1200 метров), но Дурмитором остались довольны — тут есть что смотреть — много озёр,  красивых вершин за 2000 м, пещер и захватывающих дыхание горных пейзажей — за этим стоит вернуться сюда ещё раз.